Магический Храм Шести Миров

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Магический Храм Шести Миров » Библиотека » Рок музыка


Рок музыка

Сообщений 1 страница 3 из 3

1

рок музыка

0

2

рок-му́зыка (англ. rock) — обобщающее название многих направлений современной музыки, существующих с 1950-х годов. также роком называют своеобразный образ жизни некоторых почитателей рок-музыки, переросший в субкультуру. термин не является полностью однозначным, так как принадлежность некоторых стилей музыки к рок-музыке оспаривается.

рок-музыка имеет большое количество направлений: от танцевального рок-н-ролла до метала. содержание песен варьируется от лёгкого и непринуждённого до мрачного, глубокого и философского. часто рок-музыка противопоставляется поп-музыке и т. н. «попсе», хотя чёткой границы между понятиями «рок» и «поп» не существует, и немало музыкальных явлений балансируют на грани между ними.

основные центры развития рок-музыки — западная европа (особенно великобритания) и сша. вследствие этого большинство текстов песен написано на английском языке. однако, хотя, как правило, и с некоторым запозданием, национальная рок-музыка появилась практически во всех странах. русскоязычная рок-музыка (т. н. русский рок) появилась в ссср ещё в cередине 1960-х и достигла пика своего развития в 1980-х.

музыкальная составляющая
рок-музыка обычно исполняется рок-группой, состоящей из вокалиста, гитариста (как правило, играющего на электрогитаре), бас-гитариста и барабанщика, иногда клавишника.

отличительная черта рок-музыки — однообразный ритм, поддерживаемый исполнителем на электрической бас-гитаре и барабанщиком. солирующим инструментом является обычно электрогитара. также в большинстве рок-групп присутствует вокалист. если в начале своего развития рок-музыка лежала в основном в рамках блюзовой гармонии, то теперь отдельные её направления имеют мало общего в музыкальном отношении.

идеологическая составляющая
рок — это, с одной стороны, рупор молодёжи, музыкальное воплощение раздирающих её противоречивых настроений, конфликта с общепринятыми нормами. с другой стороны, рок — один из инструментов шоу-бизнеса, направленный на коммерческую прибыль в индустрии развлечений. эта двойная природа и обуславливает противоречия, «пилообразность» развития жанра. по сути дела, вся история рока состоит из схожих циклов, в начале каждого из которых — бунт, протест, рождение новых стилей и новых ценностей, возникновение групп и исполнителей-основоположников стиля (1955, 1967, 1977, …), а затем — постепенный процесс «приручения», коммерциализации, возникновения вторичных рок-групп, адаптации к образу жизни.

рок-это не только стиль музыки, это и философия, и образ жизни, и субкультура. рок-музыка обладает относительно большой захватывающей энергией (драйвом). она может дать личности свободу от устоявшихся общественных принципов и стереотипов, от окружающей действительности.

с другой стороны, человек, увлечённый рок-культурой, может окончательно оградиться от внешнего мира, усугубляя положение приёмом алкоголя и наркотиков, что способствует разрушению личности. нередко это явление ставят в вину рок-музыкантам.

развитие
в истоках рок-музыки лежат различные направления, такие как рок-н-ролл и блюз. джаз, народная и классическая музыка так же оказали сильное влияние на некоторые группы и рок-музыкантов.

первая половина 1960-х
зерно, посеянное в 50-х годах в соединённом королевстве американской популярной музыкой, в частности рок-н-роллом начало активно прорастать. американский рок-н-ролл 1950-х годов дал большой толчок непосредственно к развитию рок-музыки, став вдохновением для групп, возникших в начале 1960-х, таких как the beatles, the rolling stones, the animals, the troggs. из популярного в великобритании музыкального стиля скиффл стало выделяться новое направление — британский бит, ставший ответом на американский ритм-энд-блюз.

«британское вторжение»

«битлз» в аэропорту кеннедитермином «британское вторжение» принято называть проникновение популярной британской музыкальной культуры на территорию сша. началом этого явления принято считать «высадку» группы the beatles на американский берег в феврале 1964 года. к этому моменту их музыка была уже крайне популярна — в начале 1964 года пять синглов этой группы занимали пять первых позиций американского чарта.

вслед за битломанией, охватившей америку и мир, последовало увлечение и другими английскими группами: их главными конкурентами the rolling stones, the kinks, the animals, the yardbirds. на волне популярности этих групп музыкальная жизнь в великобритании начала бурно активизироваться, каждый день открывались новые музыкальные клубы и появлялись новые группы. самыми популярными были группы биг-бита manfred mann, searchers, hollies, herman's hermits и мод-рок группы the who, the kinks и the troggs, имевшие общего менеджера, и the small faces.

касательно the beatles в англии в 70-е бытовала поговорка (дословно) "the beatles - это поп. led zeppelin - это рок".

британский ритм-энд-блюз
основная статья: ритм-энд-блюз
вместе с бушевавшим в англии битом развивался и блюз, не имевший такой огромной армии поклонников на обоих полушариях и исполняемый в основном в небольших клубах для немногочисленных ценителей. центром английского блюза был лондон, где сосредоточились основные ритм-энд-блюзовые группы. главными пропагандистами и музыкантами этого направления были алексис корнер и джон мейолл. первый основал группу blues incorporated, с которой сотрудничало множество музыкантов, ставших впоследствии мировыми знаменитостями. среди них - дик хекстэлл-смит, чарли уоттс и мик джаггер, грэм бонд, джек брюс, джинджер бэйкер, роберт плант, ли джексон и многие другие. джон мейолл был лидером группы the bluesbreakers, основной тенденцией которой так же была постоянная смена состава. через bluesbreakers прошли: эрик клэптон, питер грин, мик флитвуд и джон маквай, мик тэйлор, энсли данбар и др.

yardbirds c джимми пейджем (второй слева)с исполнения ритм-энд-блюза начинали и the yardbirds, имевшие в начале в своём составе гитариста эрика клэптона, быстро покинувшего группу, когда та перешла к более коммерчески-успешному материалу. на смену клэптону в yardbirds пришёл джефф бек, которого в свою очередь сменил джимми пейдж. всё трое лид-гитаристов, прошедших через yardbirds, стали первым поколением "гитарных героев" - вышедших на передний план гитаристов, на которых теперь обращали всё большее внимание и имевших собственных поклонников.

другой группой, исполнявшей в начале ритм-энд-блюз, не без примеси скиффла и джаза, были the animals, обратившиеся в дальнейшем к биту и ставшие типичными представителями британского вторжения.

позднее, ближе к концу 1960-х появились другие известные группы, чья музыка базировалась на блюзе: free, образованная не без помощи корнера, fleetwood mac, основу которой составляли музыканты, работавшие с мейоллом, cream, заложившие основу "тяжелого" блюз-рока и вырвавшиеся в авангард всего музыкального движения.

вторая половина 1960-х, «золотой век музыки»
золотой эрой рок-музыки стала вторая половина 1960-х — период «человеческого потепления», ознаменовавшийся созданием множества музыкальных коллективов, движением хиппи в америке и молодёжной революцией в европе. борис гребенщиков, в своей радиопередаче «аэростат» ([1]), назвал это время «золотым веком музыки». это было время отвержения социальных ценностей и клише, ярким примером чего являются более экспериментальные, отчасти психоделические и нестандартные музыкальные композиции, существенные изменения во внешнем виде и поведении рок-музыкантов. например, участники группы the beatles, сначала носившие аккуратные причёски и костюмы, отпустили длинные волосы, усы и бороды, и стали носить карнавальные костюмы и одежды в стиле хиппи. музыка рок-групп вышла за прежние рамки и стала свободно развиваться в разных направлениях.

психоделический рок
основная статья: психоделический рок

the doorsсильное воздействие на изменения в музыке оказали психоделики, особенно лсд и мескалин, а так же марихуана, активно потребляемые многими рок-музыкантами. в середине 60-х годов в калифорнии, сша, на волне распространения психоделиков возникло новое направление рок-музыки — психоделический рок. эта музыка взяла за свою основу блюз-рок, североамериканский фолк-рок и привнесла в него яркую экспрессию, характерное узнаваемое звучание, удлинённые соло ведущих инструментов и многое другое. в скором времени психоделия стала не только выражением наркотических впечатлений, но и начала добиваться похожих эффектов музыкальными средствами. живее всех отреагировала на появление психоделического рока культура хиппи, которая сделала психоделию неотъемлемой частью себя. к концу 1960-х в америке появились свои рок-легенды, такие как the doors, джими хендрикс, grateful dead, jefferson airplane, музыка которых местами завораживающе гипнотична. апогеем американской психоделии конца 1960-х и рок-музыки вообще стал легендарный фестиваль в вудстоке (начавшийся 15 августа 1969) — «три дня мира и музыки».

cream (джинджер бейкер, эрик клэптон, джек брюс)параллельно с американской психоделией развивался и её английский вариант. к 1965 году психоделический рок проник и в европу, прежде всего в великобританию. здесь употребление галлюциногенов носило скорее экспериментальный характер и не имело такой протестной окраски, нежели в сша. в авангарде психоделического движения в англии встала группа the beatles. начиная с альбома rubber soul песни битлз начинают принимать всё больший психоделический оттенок и в итоге кардинально меняются от изначального биг-бита с романтическими текстами в сторону оркестрово-цирковой психоделии со сложными, и местами фантасмагорическими текстами. похожие изменения произошли и в других группах (the rolling stones, hollies, the yardbirds и др.). атмосфера этого времени хорошо запечатлена в музыкальном фильме «рок-н-ролльный цирк роллинг стоунз» (1968).

другие известные британские группы, возникшие или обратившиеся к психоделии позднее: cream, the who, pink floyd, traffic, the nice, tomorrow.

конец 1960-х, 1970-е

хард-рок
основная статья: хард-рок

led zeppelin (по часовой слева: роберт плант, джимми пейдж, джон бонэм, джон пол джонс)к концу 1960-х годов на основе британского бита и психоделии окончательно сформировывается новое направление рок-музыки — хард-рок. основоположниками стиля принято считать три британские группы: black sabbath, deep purple и led zeppelin, однако отдельные черты хард-рока прослеживаются в творчестве ранее образовавшихся команд, таких как the who, the kinks, yardbirds, the rolling stones. максимально приблизились по звучанию к хард-року группы iron butterfly, blue cheer и, особенно, cream — эту британскую группу часто называют самой первой группой хард-рока. наиболее известными группами хард-рока являтся: ac/dc, black sabbath, deep purple, grand funk railroad, led zeppelin, nazareth и uriah heep.

основным инструментом хард-рока остаётся, как и прежде, электрогитара, но часто лидируют или совмещаются с гитарами и клавишные. от психоделии хард-рок перенял длинные сольные партии электрогитары, получившей большую свободу в мелодике и гармонии. характерной чертой стиля является увеличившееся значение ритм-секции. слаженная работа ударника и бас-гитариста стала играть намного большую роль. вместе с этим стали широко использоваться риффы — короткие повторяющиеся музыкальные партии гитары — ставшие отличительной особенностью хард-рока и, позднее, хэви-метала. обычно риффы играются на протяжении всей композиции, прерываясь только для исполнения соло, и поддерживают ритм-секцию, нередко попадая в унисон с линией бас-гитары. все это, вместе с возросшей громкостью и драйвом, привело к ощущению «тяжести» звучания музыки.

мелодически упрощённый и облегчённый для восприятия, или смешанный с другими стилями рок-музыки хард-рок стал отправной точкой таких направлений как глэм-рок, хэви-метал, грандж и хардкор.

прогрессивный рок
основная статья: прогрессивный рок

«pink floyd» в 1968 годупрогрессивный рок, появившийся во второй половине 1960-х отличается стремлением музыкантов расширить арсенал используемых средств музыкальной выразительности, как правило, за счёт усложнения музыки для понимания и восприятия, и частичного или полного отказа от её коммерциализации.

исполнители прогрессивного рока старались отойти от ограничений популярного рока и поп-музыки и разнообразить гармонии, ритм, мелодии своих композиций. нередко усложнялись структуры композиций, росла их продолжительность, многие из них стали состоять из нескольких частей и строились по канонам классической музыки. так же усложнились аранжировки и увеличился набор используемых музыкальных инструментов. широкое распространение получили концептуальные альбомы, появившиеся ещё во времена the beatles.

среди известнейших представителей: психоделические в ранние годы pink floyd, блюзовые до третьего альбома включительно jethro tull, yes, genesis и king crimson, чей альбом in the court of the crimson king многие называют первым альбомом прогрессивного рока.

краут-рок
основная статья: краут-рок
в германии чуть позже (конец 1960-х — начало 1970-х) возникло направление краут-рок, также имеющее отношение к прогрессивному року и психоделии. будучи по своей сути структурно усложнённым психоделическим роком, краут-рок, в отличие от классического прогрессива, взял намного меньше элементов из классической музыки. с другой стороны, на его развитие повлиял немецкий музыкальный авангард середины xx века (в том числе карлхайнц штокхаузен), и в музыке намного чаще использовались синтезаторы, что заложило основу будущей школе германской электронной музыки. среди самых известных групп краут-рока: ранние kraftwerk, can, amon düül ii, neu! и guru guru.

глэм-рок
параллельно с хард-роком развивалось и другое новое направление рок-музыки — глэм-рок. в некоторой степени он стал противоположностью усложнённого и трудного для восприятия неподготовленным слушателем прогрессивного рока. главной целью, преследуемой этим стилем, было упрощённое восприятие музыки, легко запоминающиеся мелодии, яркий сценический образ, а так же эффектные и красочные шоу, сопровождающие исполнение музыки. несмотря на все это, в музыкальном плане глэм-рок относительно разнообразен, из-за сочетания черт различных направлений рок — и поп-музыки.

в 1970-х годах, с появление глэм-рока, стал известным один из наиболее влиятельных рок-музыкантов — дэвид боуи. боуи удаётся на протяжении почти 40 лет подстраиваться под новые направления в музыке, смело экспериментируя с различными стилями, но при этом сохранять элементы своего собственного узнаваемого стиля.

другие известные группы и исполнители глэм-рока: t. rex, гэри глиттер, элтон джон, род стюарт, элис купер, queen, slade, sweet и kiss.

вторая половина 1970-х

панк-рок
основная статья: панк-рок
в конце 1970-х приобретает популярность стиль панк-рок, пришедший на смену прогрессивному року, зародившийся в англии. музыка панк-групп была зачастую небрежна и примитивна с музыкальной точки зрения, что сполна компенсировалось язвительными и критичными текстами и необузданой анархичной энергией. самые известные группы: sex pistols, the clash, ramones, dead kennedys и другие. в сша прототип панка играли ещё в конце 1960-х iggy and the stooges — ранняя группа игги попа. панк-музыка появляется как альтернатива коммерческой поп-музыке и противостояние общественным порядками и устоям. панку присуще бунтарское начало, по сути, панк был всегда, ведь во все времена существовали протестанты, которые были не согласны с общим мнением. ну, а если говорить о музыке, то визитной карточкой, лицом панк-рока стала группа «sex pistols», которая прославилась как самая скандальная и провокационная группа лондона и вообще всего туманного альбиона.

на основе панка возникло движение пост-панк, яркими представителями которого являются joy division, ранние the cure.

конец 1970-х — 1980-е
в начале 1980-х годов мир захлестнула «новая волна», по всему миру стали образовываться группы, во всю экспериментирующие со стилями, которые не останавливались не на одном из них и смешивали панк-рок и хэви-металл, готический рок с биг-битом. в это время приобрели известность такие группы, как u2, a-ha, the cure, inxs, red hot chili peppers, pixies. более тяжёлая музыка с механическим ритмом, которая возникает, отчасти, в новой волне, в момент соединения музыкальных приёмов рока и индастриала — индастриал-рок (точнее - aggro-industrial), представленный nine inch nails, kmfdm, front 242, ministry.

актуальность приобрёл и готический рок, яркими представителями которого являются группы sisters of mersy, the cure, bauhaus.

параллельно популяризуется электронная музыка и синти-поп, в начале имевшие некое отношение к новой волне и рок-музыке: kraftwerk, human league, depeche mode, eurythmics, жан-мишель жарр.

в это же время становится популярным металл в разных проявлением. образовываются такие группы, как metallica, megadeth, bon jovi, guns 'n roses, группа бывшего вокалиста «black sabbath» ozzy osbourne'а, и множество других.

в 1980-х годах в ссср, в период перестройки, пика своего развития достигает русскоязычная рок-музыка — русский рок (кино, аквариум), также активно использующая элементы «новой волны».

1990-е
одним из основных явлений в рок-музыке 1990-х является гранж, представителями которого являются группы nirvana, alice in chains, soundgarden. с элементами готической музыки экспериментируют в 1990-х crematory, lacrimosa. некоторые группы стали смешивать тяжёлую рок-музыку с хип-хопом (limp bizkit, p.o.d., clawfinger).

1990-е стали в рок-музыке, с одной стороны — периодом экспериментов со стилями, но с другой — самоповтором и окончательной коммерциализацией. так возникли популярные и коммерчески успешные стили, активно использовавшие элементы британской рок-музыки 1960-х (брит-поп, во главе с oasis и blur), панк-рока 1970-х (garbage, green day), уже давно существующей электронной музыки (prodigy, chemical brothers). возникли новые направления на основе метала, в том числе т. н. альтернативный метал и ню-метал (англ. nu metal), с такими группами, как korn, system of a down, queens of the stone age, linkin park, slipknot.

одним из успешных направлений является пост-рок, с такими группами как sigur ros, mogwai, godspeed you, black emperor!, explosions in the sky.

2000-е
в 2000-х годах имеют большой успех группы, всё больше тяготеющие к традиционной рок-музыке, и всё меньше новаторские, среди которых arctic monkeys, kaiser chiefs, velvet revolver, the white stripes, franz ferdinand, the strokes, the vines, black rebel motorcycle club

0

3

Фолк-рок рулит

0


Вы здесь » Магический Храм Шести Миров » Библиотека » Рок музыка